Действующее законодательство в области медиации, переговоров и посредничества
В указанном разделе изложены основные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы развития, применения, проведения процедуры медиации и иных некоторых примирительных процедур в досудебном и судебном порядке, а также на стадии исполнительного производства. Однако, в зависимости от предмета спора, характера и категории правоотношений сторон, места нахождения сторон, правового статуса сторон спора (органы власти или местного самоуправления, юридические или физические лица и т.д.) могут и/или должны применяться в совокупности и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют спорные отношения сторон.
Нужно помнить, что по итогу процедуры медиации, если спор был успешно урегулирован, стороны пришли к соглашению и решили свои договоренности изложить в письменной форме, должно быть заключено медиативное соглашение, которое составляется с соблюдением тех нормативно-правовых актов, которые регламентируют спорные правоотношения, на предмет урегулирования которых была направлена процедура медиации, а также с соблюдением тех нормативно-правовых актов, в зависимости от того, резидентами какой страны являются стороны соглашения или какое право стороны соглашения решили применить к спорным правоотношениям, или какое право должно быть применено к спорным правоотношениям, согласно действующему международному или российскому законодательству.
Российским законодательством вопросы применения и проведения процедуры медиации регламентированы больше, относительно иных таких способов разрешения спора как переговоры и посредничество. Поэтому, если стороны решили урегулировать спор посредством переговоров или посредничества, то применение данных способов разрешения споров регулируется общими нормами права и обычаями делового оборота на разрешение которых направлены данные процедуры, а также внутренними положениями организаций, которые обеспечивают проведение процедур переговоров и/или посредничества (локальные нормативно-правовые акты) или соглашением сторон спора, которое регламентирует правила проведения переговоров и/или посредничества в конкретном споре.
Некоторые международные и российские институты (организации), которые разрешают споры посредством третейского разбирательства (арбитража), также разрабатывают и применяют собственные положения, которыми стороны должны руководствовать при применении примирительных процедур и носят нормативный обязательный характер для сторон спора.
В Ассоциации медиаторов и посредников АТР также действуют Правила проведения примирительных процедур (медиации, переговоров и посредничества), которые обязательны для членов нашей организации и сторон, обратившихся за разрешением спора в Ассоциацию.
I. Основные нормативно-правовые акты, разъяснения и рекомендации
– Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. 2, 45, 46);
– Федеральный закон от 27.07.2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
– Федеральный закон от 27.07.2010 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
– Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, Часть 2 от 26.01.1996 г. №14-ФЗ, Часть 3 от 26.11.2001 г. №146-ФЗ, Часть 4 от 18.12.2006 г. №230-ФЗ;
– Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ;
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ;
– «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 №4462-1;
– Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ;
– Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, Часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 27.11.2020 г. №03-04-06/103511;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 07.02.2020 г. №03-11-11/8223;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 13.10.2020 г. №03-15-05/89418;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 20.05.2019 г. №03-11-11/35989;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 25.07.2019 г. №03-15-05/55546;
– Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 25.07.2011 г. №03-04-05/3-529;
– Письмо Федеральной налоговой Службы Российской Федерации от 27.06.2019 г. №ЕД-3-20/6212@;
– Письмо Федеральной налоговой Службы Российской Федерации от 05.05.2015 года №ГД-17-3/53;
– Приказ Минтруда России от 15.12.2014 №1041н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)», зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 №35478;
– Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. №95-ФЗ;
– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ;
– «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 г. №21-ФЗ;
– Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ;
– Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 17.12.1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
– Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 22.12.2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
– Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.07.2014 г. №50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»;
– «Справка о практике применения судами Федерального закона от 27.07.2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год», утверждены Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015 г.;
– Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 г. №41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения»;
– Постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 8035/12 по делу № А50-5161/2011 «Наличие в мировом соглашении условий, выходящих за пределы рассматриваемого спора, не может являться основанием для отказа суда в утверждении такого соглашения».
II. Международно-правовые акты, разъяснения и рекомендации
– Конвенция ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации/посредничества или иначе «Сингапурская конвенция о медиации» (Нью-Йорк, 2018 г.);
– Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой медиации и международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации, 2018 г. (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре (2002 г.);
– Технические комментарии ЮНСИТРАЛ по урегулированию споров в режиме онлайн (Нью-Йорк, 2017 г.);
– Согласительный регламент ЮHCИTPAЛ (1980 г.);
– Конвенция о правах ребенка (Генеральная Ассамблея ООН 20.11.1989 г.);
– Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага 29.05.1993 г.);
– Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (Гаага 19.10.1996 г.), а также Практическое руководство по применению указанной Конвенции;
– Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, «Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Медиация» (Гаага, 25.10.1980 г.);
– Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи (Гаага 23.11.2007 г.);
– Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21.05.2008 г. № 2008/52 «О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам»;
– Директива Европейского парламента и Совета Европы по альтернативному разрешению потребительских споров от 21.05.2013 г.;
– Регламент Европейского парламента и Совета Европы по онлайн-урегулированию потребительских споров от 21.05.2013 г.;
– Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 16.09.1986 г. №R (86) 12 «Относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды»;
– Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14.05.1981 г. № R (81) 7 «Относительно путей облегчения доступа к правосудию»;
– Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 21.01.1998 г. № R (98) 1 «Относительно семейной медиации»;
– Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 18.09.2002 г. № R (2002) 10 «Относительно медиации по гражданским делам»;
– Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2012/29/EC от 25.10.2012 г. об установлении минимальных стандартов в отношении прав, поддержки и защиты жертв преступлений, а также о замене рамочного решения 2001/220/ПВД Совета ЕС;
– Руководство Международного института по предотвращению и разрешению конфликтов (CPR) по медиации и АРС в Европе;
– Хартия о международной семейной медиации.
III. Программы, стратегии, поручения
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761;
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018-2027 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
– Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. №1430-р;
– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утверждённых Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн);
– Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, ФГБУ «Федеральный институт медиации» от 2015 г.;
– Об утверждении плана основных мероприятий на 2018 г.-2020 г. в рамках Десятилетия детства, утверждена Распоряжением Минтруда от 06.07.2018 г. №1375-р;
– Государственная программа «Юстиция», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р;
– Поручение Президента РФ по итогам VII Всероссийского съезда судей от 12 января 2009 г.;
– Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011 г.;
– Поручение Президента Российской Федерации от 26.12.2011 г. № Пр-3884;
– Поручение Председателя Правительства РФ от 29.12.2011 г. № ВЗ-П13-9278;
– Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2008 № 2043-р).