Как выбрать медиатора (посредника)
При выборе медиатора, посредника, переговорщика нужно прежде всего помнить, что несмотря на распространенное мнение о тождественности процедур медиации, переговоров и посредничества, это совершенно разные процедуры и правовые институты, которые подчиняются разным правилам их проведения, имеют разные цели и круг участников, регламентируются разными нормами права.
В Российском законодательстве наиболее урегулированы вопросы разрешения споров посредством применения процедуры медиации, поэтому в статьях 15 и 16 Федерального закона от 27.07.2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» изложены требования к медиаторам.
Так согласно указанных статей закона деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке. Списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, ведутся советами судей субъектов Российской Федерации.
Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Нужно заметить, что федеральный закон содержит лишь общие требования к медиаторам и информацию, которых может быть недостаточно для того, чтобы участникам спора выбрать медиатора, который с наибольшей вероятностью сможет разрешить спор, обеспечить соблюдение всех требований международного и российского законодательства при ее проведении, соблюсти принципы медиации.
Поэтому вопрос выбора медиатора для разрешения конкретного спора лучше предоставлять организации, обеспечивающей проведение процедур медиации. При этом, сообщив свои пожелания к кандидатуре медиатора (возраст, пол, образование, практический опыт и т.д.).
Ведь выбор медиатора для разрешения конкретного конфликта – это сложный процесс, который имеет множество особенностей.
К примеру, все медиаторы должны иметь либо специальное профильное высшее образование медиатора (посредника), либо пройти профессиональную переподготовку с получением соответствующего диплома, либо получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
И тут важно знать то, что в зависимости от года получения специального основного или дополнительного образования, а также образовательного учреждения, в котором проходил обучение медиатор, уровень профессиональных познаний может отличаться. При этом, нужно помнить, что образование может быть специализированным и узконаправленным.
Поэтому лучше постараться выбрать правильную организацию, которая обеспечивает проведение процедур медиации, т.е. организацию, которая осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами, которая, в свою очередь сможет подобрать вам медиатора для скорейшего и эффективного разрешения спора.
При выборе, медиатора можно также учитывать информацию, указанную на нашем сайте в разделе «О противодействии коррупции».
Также нужно помнить, что при выборе медиатора статусы, регалии, большое количество сертификатов и удостоверений о повышении квалификации и образовании, не подтверждают уровень профессионализма и практических навыков, и не гарантируют вам быстрого и эффективного разрешения конфликта. Организации лучше знают возможности и способности своих медиаторов. Так как, порой разрешение спора зависит от личностных характеристик самого медиатора.
Ассоциация одна из немногих организаций в России, которая осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с международным и российским законодательством и с удовольствием подберет Вам медиатора для скорейшего и эффективного разрешения вашего спора или конфликта.
Мы несем ответственность за свою деятельность, преследуя принципы:
- независимости от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключения действий, связанных с влиянием личных интересов медиатора, препятствующих добросовестного оказанию посреднических услуг;
- не использования сведений, ставших известных медиатору в ходе оказания им посреднических услуг, в личных целях (строгая зашита конфиденциальной информации);
- личной и профессиональной нейтральности медиатора, соблюдения норм профессиональной этики и правил делового поведения медиатора;
- воздержания от любого поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективности и независимости медиатора;
- недопущения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации Ассоциации, сторонам, непосредственно медиатору, участвующему в разрешении спора, а равно образу медиатора в принципе;
- незамедлительного сообщения руководству Ассоциации и сторонам спора о любом возможном конфликте интересов, вытекающем из участия медиатора в процедуре медиации;
- соблюдения наивысшего уровня профессионализма и стандартов делового поведения в публичных выступлениях, в т. ч. письменных заявлениях от лица медиатора и Ассоциации;
- принятия мер по предупреждению, выявлению, и реагированию на случаи коррупции, ставшие известные медиатору в ходе осуществления посреднической деятельности.
Мы не терпимы к часто встречающейся сегодня, к сожалению, искажению роли медиатора посредством:
- проявления заинтересованности выступить представителем одной из сторон, обратившейся за процедурой медиации;
- осознанного склонения одной из сторон к отказу от медиации в пользу судебного разрешения спора с оказанием соответствующих услуг юридического характера;
- недобросовестного и не открытого ведения диалога со сторонами, участвующими в споре;
- видимого или скрытого оказания предпочтения одной из сторон спора;
- содействия эскалации конфликта вместо посредничества в его разрешении;
- подмены проведения процедуры медиации на оказание психологической помощи.
Вопросы разрешения споров посредством применения процедур переговоров и посредничества в Российском законодательстве практически не урегулированы, поэтому при применении указанных способов разрешения спора, при выборе переговорщика или посредника нужно руководствоваться общими нормами права, правилами организаций, членами которых являются переговорщики или посредники. Стороны спора по соглашению также могут установить свои требования и критерии при выборе для разрешения конкретного конфликта переговорщика или посредника.
Нужно помнить, что в организации, обеспечивающие проведение процедур медиации, переговоров и посредничества, могут устанавливать свои дополнительные требования к медиаторам, переговорщикам, посредникам как членам данных организаций при их вступлении и применении альтернативных мирных методов разрешения спора. Такие дополнительные требования и критерии к личностным, профессиональным характеристикам медиаторов, переговорщиков, посредников установлены в нашей организации Уставом Ассоциации, соглашениями с каждым членом Ассоциации, различными положениями и регламентами Ассоциации.