Школы Владивостока

В начале 2016 г. наш профессиональный медиатор Ассоциации Лыкова Н.А. обратилась в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока и предложила свою помощь по внедрению и развитию Школьной медиации во Владивостоке. На тот момент, Школьная медиация во Владивостоке не работала и не развивалась, т.к. у Администрации г. Владивостока не хватало финансовых и материальных ресурсов, специалистов и опыта в указанной сфере. Службы Школьной медиации были созданы только на бумаге.

В связи с этим, чтобы выйти из сложившейся ситуации наш медиатор Лыкова Н.А. в 2016 г. разработала и предложила Управлению концепцию развития «Волонтёрского медиативного движения» и проекта «Дети учат детей», а также проект «Владивосток- город Мира и Добра» и сопутствующие этому проекту акции. С указанной целью для реализации концепции и проектов были приглашены психологи МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», которые разработали программу обучения школьников как справлять с агрессий и конфликтами в общеобразовательной среде, а также подготовки школьников для работы в Службе школьной медиации.

Для реализации концепции «Волонтёрского медиативного движения» в период с 2016 г. по 2018 г. были приглашены медиаторы Ассоциации Лыкова Н.А., Гусева З.В., Чеховская Н.В., Штительман И.П., студенты – конфликтологи Школы гуманитарных наук ДВФУ, специалисты МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», а также представители общественных детских организаций и движений (МКУ «Молодежный ресурсный центр», Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Владивостокский городской Дворец детского творчества), которые прошли подготовку по программе «Дети учат детей» и провели обучение школьников по программе как справлять с агрессий и конфликтами в общеобразовательной среде.

В 2016 г. волонтёрами и психологами «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока» было проведено обучение учащихся 4, 7-8 классов. Кроме того, в 2016 г. по программе было обучено 146 педагогов из 78 школ г. Владивостока.

В мае 2016 г. было проведено Заседание методического объединения школьных медиаторов в школе № 40, где член нашей Ассоциации – Президент Ассоциации – Лыкова Н.А. выступила с докладом о развитии и практики медиации в России и Приморском крае.

В 2017 г. в рамках проекта «Дети учат детей» было продолжено обучение учащихся с 5-11 классы, в результате было обучено 405 школьников из 75 общеобразовательных организаций города Владивостока. В этом же году, проект «Дети учат детей» начала свою работу и стал приносить результат. Уже обученные школьники, дети-волонтеры и студенты-волонтеры начали самостоятельное обучение школьников, которые еще не прошли соответствующую подготовку с целью формирования социально-психологической компетенции учащихся, базовых умений, необходимых для организации безопасного пространства в воспитательной и образовательной среде.

В ноябре 2017 г. медиаторы Ассоциации совместно с Управлением образования начали плотное сотрудничество с городским Центром детского творчества. Коллектив ЦДТ «Стрижи», а именно старшеклассники-волонтеры, начали проходить тренинговые занятия с психологами и медиаторами. Участники обучались эффективному взаимодействию в ситуации агрессии со стороны другого человека.

 В рамках обучения состоялись встречи медиаторов Ассоциации со старшеклассниками «Стрижами». Медиаторы рассказали о своей профессии и ответили на волнующие вопросы учеников, а также поделились опытом с психологами.

Совместная работа психологов и медиаторов позволила сформировать знания у старшеклассников:

– как распознавать и оценивать ситуацию с агрессивными проявлениями;

– какие есть виды и способы ответных действий на агрессию;

– какой способ поведения наиболее приемлем в обществе;

– как выбрать способ поведения в конкретных условиях.

В декабре 2017 г. – январе 2018 г., в рамках акции «Владивосток- город Мира и Добра» на базе СОШ №81, №74, №40 прошли обучение 195 пятиклассников по программе «Умей противостоять агрессии. Навыки эффективного общения».

В рамках реализации концепции «Волонтёрского медиативного движения» в 2018 г. прошли подготовку по программе 164 волонтера (8 человек – МКУ МРЦ, 51 студент ДВФУ, 92 учащихся 7-8 классов).

В январе 2018 года медиаторы Ассоциации совместно с заместителем начальника УРМУО Л.И. Чижовой, ведущим референтом УРМУО И.В. Тереховой, начальником отдела дополнительного образования УРМУО Л.И. Сухоленцевой был запущен конкурс «Символика служб школьной медиации г. Владивостока».

 Конкурс на лучшую эмблему служб школьной медиации города Владивостока проводился в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Цель конкурса была разработка эмблемы и слогана для дальнейшего использования ее в качестве символики служб школьной медиации муниципальных образовательных учреждений города Владивостока (СШМ), а также активизировать познавательный интерес школьников к медиации и углубить понимание к процедуре.

17 января 2018 года в МБОУ СОШ № 13 г. Владивостока было проведено совещание для руководителей всех служб школьной медиации г. Владивостока, на котором вновь выступила наш медиатор Лыкова Н.А. с докладом о развитии медиации в РФ и странах Тихоокеанского региона.

В рамках совещания:

– уточнили роль службы медиации в воспитательном процессе образовательных учреждений;

– важность осознанного и добровольного включения восстановительного подхода в практику профилактической работы;

– подвели итоги 2017-2018 года;

– выяснили ключевые мероприятия 2018 года;

– познакомились с опытом подготовки «Стрижей» городского Дворца детского творчества в качестве тренеров-медиаторов к проведению игровых занятий с пятиклассниками;

– получили рекомендации по отбору в школах тренеров-медиаторов из обучающихся 7-8 классов;

– определили возможность участия не всех школ в подготовке тренеров-медиаторов:

– определили время обучения тренеров-медиаторов;

– определили время проведения игровых модулей с пятиклассниками школ города;

– приняли решение пригласить студентов ДВФУ для оказания помощи в обучении пятиклассников города эффективному разрешению конфликтов в образовательных учреждениях;

– обсудили возможности привлечения социальных партнеров для развития школьной медиации в городе Владивостоке;

– обсудили городские конкурсы: «Владивосток – город мира, улыбок и добра» с вручением по итогам конкурса лучшей школе Кубка и размещением табличек на фасаде школы. Предполагается проведение конкурсов символики СШМ города Владивостока – лучший символ будет размещен на сайте администрации г. Владивостока, лучшая «Школа переговорщиков», «Лучшая служба школьной медиации», «Лучший переговорщик», «Лучший школьный тренер-медиатор», «Неделя Мирных решений», конкурс на лучший флешмоб по школьной медиации «Владивосток – город мира, улыбок и добра» и др.

В апреле 2018 г. школы г. Владивостока №13, №74, №6, №11, №17, № 18, №65 пригласили профессиональных медиаторов Ассоциации для проведения беседы-игры. Члены нашей Ассоциации рассказали пятиклассникам о процедуре медиации, какими навыками и знаниями должен обладать специалист, обратили внимание на основные принципы процедуры, рассуждали на тему конфликта, и провели игры, при помощи решения кейсов (определенной ситуации).

В 2018 г. в рамках городской акции «Владивосток- город Мира и Добра» прошли обучение по программе «Умей противостоять агрессии. Навыки эффективного общения» 55 школ, 121 класс, 3267 учащихся.

В этом же году в рамках проекта «Дети учат детей» по программе «Поймём друг друга. Навыки эффективного общения» в рамках игровых занятий прошли обучение 78 учащихся 4-х классов.

Чтобы поощрить волонтеров наш медиатор ходатайствовала и при содействии РуководителяРегиональной общественной приемной Председателя Партии Единая Россия Д. А. Медведева в Приморском крае Забелиной О.Б., коллектив МАОУ ДО ВГДДТ «Стрижи» в сентябре 2018 г. был награжден благодарственными грамотами депутата государственной Думы Российской Федерации Пинским В.В.

В 2019 г. в рамках проекта «Владивосток- город Мира и Добра» прошел первый на Дальнем Востоке конкурс Служб школьной медиации, проведения которого медиаторы Ассоциации добивались несколько лет и пришлось полностью самостоятельно финансировать. Более подробно о Конкурсе и его результатах можно узнать в подразделе Конкурс «Лучшая служба школьной медиации г. Владивостока – Владивосток- город Мира и Добра».

Кроме того, продолжаются обучения школьников 4 и 5 классов в рамках проектов «Волонтёрского медиативного движения», «Дети учат детей», акции «Владивосток- город Мира и Добра».

В 2019 году на сайте Ассоциации разработан «Ящик МЕДИАТОРА». Основная идея – это возможность школьнику, преподавателю, родителю, любому гражданину анонимно написать письмо о своем споре и получить помощь независимого лица, чья задача оперативно связаться с автором письма и содействовать в решении проблемы.

Прохождение всех циклов обучения позволила представителям СШМ в школах города Владивостока сформировать в сознании педагогов образ и значимость процедуры медиации и особенно в стенах образовательных учреждений. Службы получили все необходимой документы для полноценной работы всех членов СШМ и службы в целом.

На протяжении нескольких лет медиаторы Ассоциации ведут тесное сотрудничество с Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока, оказывают просветительскую, экспертную и консультационную помощь. При этом, наблюдается тенденция того, что ранее разработанные медиаторами Ассоциации и психологами МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», проекты и программы начали приживаться и модернизироваться в образовательной среде волонтёрскими медиативными движениями, СШМ. Проекты стали заимствовать и модернизировать различные общественные и образовательные учреждения г. Владивостока и Приморского края.

error: Content is protected !!