Что такое Школьная медиация

Действующее российское законодательство не содержит понятия школьная медиация. Статья 2 Федерального закона  «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ содержит лишь общее понятие о процедуре медиации.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утверждённых Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) содержит лишь понятие метод «Школьная медиация» под которым понимается инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Указанное письмо также дает понятие Службе школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации» от 2015 г. также раскрывают только понятие Службы школьной медиации. Согласно данных Методических рекомендаций под Службой школьной медиацией понимается объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода ШМ и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. №1430-р вводит понятия «Восстановительное правосудие» – новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального)и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановлениеотношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя; «Восстановительный подход» – использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.; «Медиативный подход» -подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и(или)эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

В связи с этим встает вопрос, а что же такое школьная медиация и ограничивается ли это понятие только методом «Школьной медиации», «Медиативным подходом», созданием «Службы школьной медиации» и использованием восстановительной практики? Конечно же нет. Школьная медиация – это общее собирательное понятие.

Под «Школьной медиацией» понимается система, включающая в себя определённые способы, методы и подходы или их совокупность, которым обучаются участники образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудники образовательных организаций, ученики, родители, должностные лица системы государственного и муниципального образования и др.), позволяющие разрешать, предотвращать и предупреждать спорные и конфликтные ситуации на всех уровнях системы российского образования (школа, семья, государственные и муниципальные органы, организации и учреждения системы образования и т.д.), позволяющие облегчить последствия конфликтных и спорных ситуаций,  асоциальных проявлений, правонарушений в образовательно-воспитательной среде, а также различные объединения и группы участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней, разрабатывающие, внедряющие и применяющие различные способы, методы и подходы или их совокупность с целью предупреждения, разрешения споров и конфликтов в образовательно-воспитательной среде, сглаживания негативных последствий конфликтных и спорных ситуаций,  асоциальных проявлений, правонарушений, участников образовательно-госпитального процесса.

 Следовательно, школьная медиация не ограничивается лишь одним методом «Школьной медиации», «Медиативным подходом» или «Службой школьной медиации». За непродолжительный срок внедрения идеи «Школьной медиации» в общеобразовательный и воспитательный процесс в России благодаря различным общественным объединениям профессиональных медиаторов, общественным организациям, специализирующимся на работе с детьми и их семьями, образовательным учреждениям, группам волонтеров, группам школьников и педагогов, были разработаны и успешно внедряются в общеобразовательный и воспитательный процесс в школах различные инновационные методы, концепции, способы и подходы работы с конфликтами и спорами, возникающими в образовательно-воспитательных учреждениях.

Школьная медиация также не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции Школьной медиации играет вовлечение семьи. Это позволяет помочь детям избегать и разрешать конфликты в семье в сложных и потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления. В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход. В концепции Школьной медиации общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном, обеспечивающим переход от детского возраста к подростковому и юношескому.

Основная цель Школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, и других трудных детей при возникновении трудных жизненных ситуаций или конфликтов и споров в обще-образовательной среде, формирование механизмов восстановления прав потерпевшей стороны от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Интеграция и скорейшее развитие Школьной медиации в образовательном пространстве позволит распространить положительную практику мирного и конструктивного взаимодействия и урегулирования конфликтов и на другие социальные сферы Российского общества, позволит развивать в обществе менталитет сотрудничества и партнерства, позволит заложить основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Таким образом, развитие Школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

error: Content is protected !!