Школы Владивостока

В начале 2016 г. наш профессиональный медиатор Ассоциации Лыкова Н.А. обратилась в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока и предложила свою помощь по внедрению и развитию Школьной медиации во Владивостоке. На тот момент, Школьная медиация во Владивостоке не работала и не развивалась, т.к. у Администрации г. Владивостока не хватало финансовых и материальных ресурсов, специалистов и опыта в указанной сфере. Службы Школьной медиации были созданы только на бумаге.

В связи с этим, чтобы выйти из сложившейся ситуации наш медиатор Лыкова Н.А. в 2016 г. разработала и предложила Управлению концепцию развития «Волонтёрского медиативного движения» и проекта «Дети учат детей», а также проект «Владивосток- город Мира и Добра» и сопутствующие этому проекту акции. С указанной целью для реализации концепции и проектов были приглашены психологи МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», которые разработали программу обучения школьников как справлять с агрессий и конфликтами в общеобразовательной среде, а также подготовки школьников для работы в Службе школьной медиации.

Для реализации концепции «Волонтёрского медиативного движения» в период с 2016 г. по 2018 г. были приглашены медиаторы Ассоциации Лыкова Н.А., Гусева З.В., Чеховская Н.В., Штительман И.П., студенты – конфликтологи Школы гуманитарных наук ДВФУ, специалисты МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», а также представители общественных детских организаций и движений (МКУ «Молодежный ресурсный центр», Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Владивостокский городской «Дворец детского творчества»), которые прошли подготовку по программе «Дети учат детей» и провели обучение школьников по программе как справлять с агрессий и конфликтами в общеобразовательной среде.

В 2016 г. волонтёрами и психологами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока» было проведено обучение учащихся 4, 7-8 классов. Кроме того, в 2016 г. по программе «Медиация – технология урегулирования конфликтов» было обучено 148 педагогов из 78 школ г. Владивостока.

В мае 2016 г. было проведено Заседание методического объединения школьных медиаторов в школе № 40, где член нашей Ассоциации – Президент Ассоциации – Лыкова Н.А. выступила с докладом о развитии и практики медиации в России и Приморском крае.

В 2017 г. в рамках проекта «Дети учат детей» было продолжено обучение учащихся с 5-11 классы, в результате было обучено 405 школьников из 75 общеобразовательных организаций города Владивостока. В этом же году, проект «Дети учат детей» начала свою работу и стал приносить результат. Уже обученные школьники, дети-волонтеры и студенты-волонтеры начали самостоятельное обучение школьников, которые еще не прошли соответствующую подготовку с целью формирования социально-психологической компетенции учащихся, базовых умений, необходимых для организации безопасного пространства в воспитательной и образовательной среде.

В ноябре 2017 г. медиаторы Ассоциации совместно с Управлением образования начали плотное сотрудничество с городским Центром детского творчества. Коллектив ЦДТ «Стрижи», а именно старшеклассники-волонтеры, начали проходить  тренинговые занятия с медиаторами Ассоциации и психологами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока». Участники обучались эффективному взаимодействию в ситуации агрессии со стороны другого человека.

 В рамках обучения состоялись встречи медиаторов Ассоциации со старшеклассниками «Стрижами». Медиаторы рассказали о своей профессии и ответили на волнующие вопросы учеников, а также поделились опытом с психологами.

Совместная работа психологов и медиаторов позволила сформировать знания у старшеклассников:

– как распознавать и оценивать ситуацию с агрессивными проявлениями;

– какие есть виды и способы ответных действий на агрессию;

– какой способ поведения наиболее приемлем в обществе;

– как выбрать способ поведения в конкретных условиях.

В декабре 2017 г. – январе 2018 г., в рамках акции «Владивосток- город Мира и Добра» на базе СОШ №81, №74, №40 прошли обучение 195 пятиклассников по программе «Умей противостоять агрессии. Навыки эффективного общения».

В рамках реализации концепции «Волонтёрского медиативного движения» в 2018 г. прошли подготовку по программе 192 волонтера (8 человек – МКУ «Молодежный ресурсный центр», 51 студент ДВФУ, 92 учащихся 7-8 классов, 41 человек – педагоги).

В январе 2018 года медиаторами Ассоциации совместно с заместителем начальника УРМУО Л.И. Чижовой, ведущим референтом УРМУО И.В. Тереховой, начальником отдела дополнительного образования УРМУО Л.И. Сухоленцевой был запущен конкурс «Символика служб школьной медиации г. Владивостока».

 Конкурс на лучшую эмблему служб школьной медиации города Владивостока проводился в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Целью конкурса являлась разработка эмблемы и слогана для дальнейшего их использования в качестве символики служб школьной медиации муниципальных образовательных учреждений города Владивостока, а также активизация познавательного интереса школьников к школьной медиации и углубленного понимания данной процедуры.

17 января 2018 года в МБОУ СОШ № 13 г. Владивостока было проведено совещание для руководителей всех служб школьной медиации г. Владивостока, на котором вновь выступила наш медиатор Лыкова Н.А. с докладом о развитии медиации в РФ и странах Тихоокеанского региона.

В рамках совещания:

– уточнили роль службы медиации в воспитательном процессе образовательных учреждений;

– важность осознанного и добровольного включения восстановительного подхода в практику профилактической работы;

– подвели итоги 2017-2018 года;

– выяснили ключевые мероприятия 2018 года;

– познакомились с опытом подготовки «Стрижей» городского Дворца детского творчества в качестве тренеров-медиаторов к проведению игровых занятий с пятиклассниками;

– получили рекомендации по отбору в школах тренеров-медиаторов из обучающихся 7-8 классов;

– определили возможность участия не всех школ в подготовке тренеров-медиаторов:

– определили время обучения тренеров-медиаторов;

– определили время проведения игровых модулей с пятиклассниками школ города;

– приняли решение пригласить студентов ДВФУ для оказания помощи в обучении пятиклассников города эффективному разрешению конфликтов в образовательных учреждениях;

– обсудили возможности привлечения социальных партнеров для развития школьной медиации в городе Владивостоке;

– обсудили городские конкурсы: «Владивосток – город мира, улыбок и добра» с вручением по итогам конкурса лучшей школе Кубка и размещением табличек на фасаде школы. Предполагается проведение конкурсов символики СШМ города Владивостока – лучший символ будет размещен на сайте администрации г. Владивостока, лучшая «Школа переговорщиков», «Лучшая служба школьной медиации», «Лучший переговорщик», «Лучший школьный тренер-медиатор», «Неделя Мирных решений», конкурс на лучший флешмоб по школьной медиации «Владивосток – город мира, улыбок и добра» и др.

В апреле 2018 г. школы г. Владивостока №13, №74, №6, №11, №17, № 18, №65 пригласили профессиональных медиаторов Ассоциации для проведения беседы-игры. Члены нашей Ассоциации рассказали пятиклассникам о процедуре медиации, какими навыками и знаниями должен обладать специалист, обратили внимание на основные принципы процедуры, рассуждали на тему конфликта, и провели игры, при помощи решения кейсов (определенной ситуации).

В 2018 г. в рамках городской акции «Владивосток- город Мира и Добра» прошли обучение по программе «Умей противостоять агрессии. Навыки эффективного общения» 55 школ, 121 класс, 3267 учащихся 5-х классов.

В этом же году в рамках проекта «Дети учат детей» по программе «Поймём друг друга. Навыки эффективного общения» в рамках игровых занятий прошли обучение 78 учащихся 4-х классов.

При содействии и инициативе медиаторов Ассоциации Лыковой Н.А. и Забелиной О.Б. (руководитель Региональной общественной приёмной председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Приморском крае), коллектив МАОУ ДО ВГДДТ «Стрижи» в сентябре 2018 г. был награжден благодарственными грамотами депутата государственной Думы Российской Федерации Пинским В.В.

В 2019 г. в рамках проекта «Владивосток – город Мира и Добра» прошел первый на Дальнем Востоке конкурс Служб школьной медиации, проведения которого медиаторы Ассоциации добивались несколько лет. Более подробно о Конкурсе и его результатах можно узнать в подразделе Конкурс «Лучшая служба школьной медиации г. Владивостока – Владивосток- город Мира и Добра».

Кроме того, в 2019 г. психологами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока» продолжились обучения школьников 4, 5, 7 и 8 классов в рамках проектов «Волонтёрского медиативного движения», «Дети учат детей», акции «Владивосток- город Мира и Добра».

Так в феврале-марте 2019 г. были проведены игровые занятия для учащихся 7-8-х классов по программе «Поймём друг друга. Навыки эффективного общения», в которых приняло участие 17 школ г. Владивостока, программе были обучены 94 старшеклассника – волонтера Служб школьной медиации г. Владивостока.

В апреле 2019 г. обученные волонтеры Служб школьной медиации г. Владивостока провели игровые занятия с учащимися 4-х и 5-х классов в своих школах.

В сентябре-декабре 2019 г. Службы школьной медиации г. Владивостока работали самостоятельно используя новые навыки.

В 2019 году на сайте Ассоциации был разработан «Ящик МЕДИАТОРА». Основная идея «Ящика МЕДИАТОРА» – это возможность школьнику, преподавателю, родителю, любому гражданину анонимно написать письмо о своем споре и получить помощь независимого лица, чья задача оперативно связаться с автором письма и содействовать в решении проблемы.

28 января 2020 г. президент Ассоциации Лыкова Н.А. приняла участие и выступила с докладом на семинаре-совещании Служб школьной медиации г. Владивостока.

В связи с угрозой распространения коронавируса 2019-nCoV в целях обеспечения здоровья и безопасности участников образовательного процесса в 2020 г. тренинги и обучения психологами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока» не проводились.

Несмотря на это в 2020 г. в самих школах Службы школьной медиации совместно с волонтёрами продолжали свою работу (проводили обучающие тренинги, классные часы, игровые занятия, по обращениям разрешали школьные конфликты, вели просветительскую работу).

В декабре 2020 г. вновь проводился конкурс на Лучшую службу школьной медиации города Владивостока» – Владивосток город Мира и Добра». В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19, Конкурс проходил в дистанционном формате.

Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение всех циклов обучения позволила представителям СШМ в школах города Владивостока сформировать в сознании педагогов образ и значимость процедуры медиации и особенно в стенах образовательных учреждений. Службы получили все необходимой документы для их полноценной работы. На протяжении нескольких лет медиаторы Ассоциации ведут тесное сотрудничество с Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока, оказывают просветительскую, экспертную и консультационную помощь. При этом, наблюдается тенденция того, что ранее разработанные медиаторами Ассоциации и психологами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока», проекты и программы начали приживаться и модернизироваться в образовательной среде волонтёрскими медиативными движениями, СШМ. Проекты стали заимствовать и модернизировать различные общественные и образовательные учреждения г. Владивостока и Приморского края.

error: Content is protected !!